JAC. От грузовиков к электрокарам
Китайская марка JAC, по-хорошему, известна на рынке Украины в основном как производитель грузовиков и коммерческих автомобилей. Еще в середине прошлого десятилетия ее грузовички заполонили дороги крупных промышленных городов, хотя позже у нас начали появляться и легковые автомобили марки. Так давайте же разберемся с ее историей, чем обусловлен высокий спрос на ее коммерческие автомобили, как обстоят дела у марки сейчас, а также как она себя чувствует на тесном рынке Китая.
История Anhui Jianghuai Automobile Co., Ltd начинается с 1964 года, когда в городе Хэфэй был открыт завод по производству комплектующих для грузовиков. Уже через четыре года завод выдал на-гора свою первую модель – бортовой грузовик массой 2,5 тонны, однако до конца 80-х годов прошлого столетия предприятие развивалось медленно, и выпускало лишь разные модификации грузовых моделей. Ситуация начала меняться ближе к 1990 году, когда завод спроектировал новое рамное шасси 6700KY, которое стало основной для многих автобусов, благодаря чему в 2005 году эта разработка вошла в топ-50 важнейших китайских продуктов за 50 последних лет. Уже в мае 1990 Джак наладил экспорт первых 36 грузовиков и 24 автобусов в Боливию, а к 1993 году завод производил 12.000 грузовиков и автобусов в год – не так-то и много, учитывая 25 лет истории.
Однако к 1996 году JAC Motors подготовил легкий коммерческий грузовик HFC 1061, который очень быстро стал стандартом в своем классе: без кардинальных революций, эта модель к текущему времени продалась в количестве более 500.000 экземпляров, и немалую роль в этом сыграла простота, дешевизна и надежность конструкции машины.
К 2001 году китайцы заключили соглашение с Hyundai по продаже документации к модели H1, и наладил производство его копии в Китае. Машина получила название Refine, и в нашей стране эта модель появилась в единичных экземплярах в 2006 году, правда, по неофициальным каналам (в те годы официальный представитель занимался продажами лишь коммерческих моделей, однако к представительству марки в Украине мы вернемся позже). Тогда же было открыто производство тяжелых тягачей Gallop. До 2007 года компания специализировалась на минивэнах, тягачах и коммерческих автомобилях, однако еще в 2005 году руководство начало делать шаги в сторону старта производства автомобилей в других легковых кузовах. Открыв офисы в Италии и Японии, конструкторы JAC в 2006 году заручились шасси Hyundai-Kia Y4, выпустив на его основе клона кроссовера Santa Fe, дизайн которого был явно позаимствован у Toyota Land Cruiser Prado и Lexus RX300. Машина получила название Eagle и индекс S1 на внутреннем рынке, позже ее переименовали в Rein, и именно с ней компания начала штурмовать сегмент легковых моделей. В 2007 году марка сделала попытку выйти с кроссовером на российский рынок, организовав его сборку на заводе ТагАЗ, но модель была обречена на провал: в базовой комплектации машина была оценена в 19.900 долларов, и за эти же деньги наши соседи в те времена могли купить «настоящий» Santa Fe. На стороне JAC Rein не было никаких плюсов: машина получила хоть и 16-клапанные, но отсталые атмосферные «четверки» объемом 2,0-2,4 литра, мощность которых составляет 127-134 л.с., и из-за никой степени сжатия кроссовер мог в городском режиме расходовать более 15 литров топлива. Кроме того, качество сборки откровенно хромало.
На китайском рынке JAC занимал сильные позиции в грузовом и коммерческом сегменте (30% для сегмента LCV), хотя к 2008 году марка продавала в год лишь 56.000 автомобилей. Но курс на расширение легковых моделей уже был взят, причем была сделана ставка на собственные разработки, и в этом же году были представлены две модели – большой седан Binyue J7, который был разработан в альянсе с местным ателье TJ Innova, а также субкомпактный седан Turin, также известный как Heyue J3. Большой седан комплектовался 2,0-2,4-литровыми атмосферниками собственной разработки, мощность которых составляла 127-135 л.с., хотя был доступен и двухлитровый «атмосферник» Mitsubishi MIVEC 4G63 с такой же отдачей в 135 сил, что касается субкомпактного седана J3, то он получил надежный и экономичный 1,3-литровый мотор JAC, имевший идентичные характеристики с двигателем Mitsubishi серии 4A90, который устанавливался на хэтчбек Colt. В 2009 году компания представила среднеразмерные седан Heyue J5 и минивэн Refine J6, 1,5-литровые двигатели которых с технической точки зрения тоже очень напоминают агрегаты Mitsubishi. Впрочем, стоит заметить, что атмосферные агрегаты японской марки прошлых лет, оснащенные классическим распределенных впрыском, благодаря высокой надежности часто попадаются под капотами китайских моделей.
Быстрое расширение модельного ряда принесло свои плоды: по итогам 2009 года производитель реализовал почти 200.000 коммерческих, 12.900 грузовиков и 123.862 легковых автомобилей, благодаря чему марка получила множество наград от правительства. Однако в те годы началась мода на кроссоверы, а растущие цены на топливо привели к спросу на электрокары, и нужно отметить, что руководство JAC это осознало, но вот достойная «электричка» появилась в ассортименте марки не сразу.
Первый электрокар компания выпустила в 2010 году. Созданная на базе субкомпактного седана S3 модель iEV3 получила несерьезную силовую установку, однако для тех лет это была вполне нормально – конкуренты предлагали машины с похожими характеристиками. Судите сами: под капотом iEV3 располагается 17-сильный электромотор, который работает с литий-ионной батареей емкостью 19,2 кВт*ч. И хотя запас хода автомобиля был оценен в 130 километров, слабый мотор не позволяет ему разгоняться свыше 95 километров в час. Впрочем, есть у машины и плюс – она весит всего 1200 килограмм, что немного по меркам электрокаров. Но идея китайцам понравилась, и уже в 2012 году машина получила третье поколение, и к 2013 году она выбилась в лидеры продаж в своем сегменте.
В 2010 году JAC расширил модельный ряд ситикаром J2, в 2011 году среднеразмерным минивэном Refine M2. В этом же году производитель наладил экспорт автомобилей в Бразилию, причем хороший спрос на модели марки позволил руководству Джак пойти на серьезный шаг – открыть там предприятие. В 2012 году марка усилила позиции компактным седаном A30 (J4), годом спустя свет увидел еще один субкомпактный седан - A20.
Обилие моделей с разными индексами привело к путанице, поэтому руководство китайской комании решило разделить модели в две категории: под названием Heyue продаются седаны, а под Refine – кроссоверы и минивэны.
В последние пять лет JAC вывел на рынок целый ряд новых моделей: кроссоверы Refine S2, S2 Mini, S3, S4, S5, S7, минивэны Refine M3, M4, M5, M6, R3, компактвэн J6, пикап T6, а также отдельно позиционируемый большой люксовый седан A60. Начиная с модели S5, которая была представлена в 2012 году на автосалоне в Гуанчжоу, под капотом у среднеразмерных и крупных легковых автомобилей JAC прописались турбированные моторы объемом 1,5-2,0 литра собственной разработки, которые оснащены непосредственным впрыском, причем работают они с двухдисковым «роботом». Можно констатировать, что в этом отношении бренд двигался параллельным курсом с европейскими автопроизводителями, которые в последние годы внедрили в свои турбомоторы непосредственный впрыск, благодаря чему, к примеру, полуторатонный кроссовер S5 расходует в смешанном цикле 9,3 литра топлива – двухлитровый VW Tiguan обладает приблизительно такой же топливной эффективностью.
Что же касается электрокаров, то за них JAC не забывает: с 2014 года марка представила целый ряд моделей – седаны iEV5, iEV7 и iEVA50, хэтчбек iEV6E, а также кроссоверы iEV7S и iEV6S. Самым прогрессивным электрокаром марки, пожалуй, является седан iEVA50, который был представлен в марте прошлого года. Он оснащается 144-сильным электромотором, а также батареями емкостью 60 кВт*ч, которые позволяют машине преодолевать на одном заряде аж 500 километров пути. Впрочем, конкуренты тоже не спят: продав на китайском рынке в 2016 году 366.114 легковых автомобилей, уже в прошлом году реализация автомобилей марки сократилась практически вдвое, тогда как BYD и Chery продали в прошлом году более 500.000 и 400.000 автомобилей соответственно, Geely так и вовсе – более 1.300.000 «легковушек».
Ну и на закуску – пару слов о представительстве JAC в Украине. У нас китайский бренд известен с 2006 года, когда компания «УкрАвто» стартовала продажи грузовичка 1020K. В те времена машина стоила порядка 46.000 гривен, и ее основным преимуществом была экономичность и надежность дизельного мотора, ведь тогда модель конкурировала с карбюраторной «ГАЗелью». Машина пользовалась настолько хорошим спросом, что в 2009 году Кабинет министров Украины решил закупить на ее основе кареты «скорой помощи».
Что касается легковых моделей, то в нашей стране их начали продавать как нельзя не вовремя – во второй половине 2013 года. Модельный ряд составили пять моделей - хетчбек J2, седаны J3, J5, минивен J6 и кроссовер S5. Дистрибьютором автомобилей стало подразделение корпорации «Богдан», компания «Богдан-Автотрейд». Организовав в декабре того же года производство машин на предприятии «Богдан», бренд уже в следующем году на фоне войны столкнулся с обвалом автомобильного рынка Украины. В месяц марка продавала в Украине около 30-50 автомобилей, что не позволяло ей войти в топ-25 лидеров рынка. Впрочем, это не мешает Джаку и по сей день находиться на украинском рынке, и в январе текущего года марка вывела на украинский рынок электрокар iEV7S, стоимость которого составляет около 26.000 долларов США.
Подитожим. Компания проделала длинный путь и на данный момент освоила сегмент не только грузовых, но легковые автомобилей. Однако успехи конкурентов в лице Geely, BAIC, BYD, GAC и Chery не позволяет относить JAC к ведущим производителям легковых автомобилей в Китае. Но и задних не пасет, да и не нужно забывать, что марка «взалась» за «легковушки» не так давно, и у нее все еще впереди.
13 марта 2019 года. Юрий Жевиляк, специально для InfoCar.ua
Источник: JAC.InfoCar.ua